Интеллектуальные приборы учёта – это счётчики, оснащенные специальными радиомодулями, которые автоматически передают показания по беспроводной сети дальнего радиуса действия. Индивидуальный или общедомовой приборы учёта транслируют свои данные инфосистеме, которая может принимать информацию от сотен тысяч датчиков в радиусе до нескольких десятков километров.
Все поступившие от ПУ данные в автоматическом режиме направляются исполнителю коммунальной услуги; потребитель может отслеживать показания, но их передача для расчётов производится без вмешательства человека со всех приборов учёта в доме в установленный день и время.
Проблемы во взаиморасчётах между потребителями, распределяющими организациями и
поставщиками проистекают из отсутствия чёткости и прозрачности учёта расхода ресурсов ЖКХ.
Применяемые подходы к сбору показаний приборов учёта плохо администрируются, неудобны
и неэффективны.
Не во всех квартирах установлены приборы учёта, и те жильцы, что платят по нормативу,
фактически потребляют намного больше ресурсов. А жильцы, у которых есть счётчики, могут
намеренно занижать показания, потому что счётчики установлены внутри квартир, являются
собственностью жильцов и никто кроме хозяев не имеет к ним доступа.
В итоге оплачиваемый объём ресурсов (рассчитанный по нормативам + сумма предоставленных показаний индивидуальных счётчиков) меньше того, что показывают общедомовые приборы учёта.
1. Погрешность приборов учёта. По ГОСТУ точность, например, водомера ±2 %. Фактическая
погрешность большинства дешёвых бытовых водосчётчиков может достигать 20 %.
2. Несовпадение момента снятия показаний. Одни жильцы смотрят свои показания 20-го числа,
другие — 23-го. А с общедомового прибора учёта данные снимают 24-26-го числа.
3. Неподача данных. Некоторые жильцы вообще не сдают показания (забыли или отсутствовали). Им расход начисляют исходя из среднего потребления за полгода, который отличается от
фактического.
4. Воровство, манипуляции со счётчиками. В интернете масса инструкций по остановке приборов
учёта или уменьшению их показаний.
5. Неконтролируемое потребление ресурсов в местах общего пользования.
6. Фальсификации и ошибки в показаниях.
7. Халатность управляющих компаний.
Небаланс показаний общедомового и поквартирных счётчиков приводит к росту недовольства услугами управляющей̆ организации со стороны жильцов квартир без счётчиков. Считая повышенные начисления за ЖКУ несправедливыми, они могут обращаться с жалобами в
надзорные органы, что осложняет работу управляющей̆ организации.